Как отдыхали в Саратове 100 лет назад?Саратовский досуг начала прошлого века подробно описан в книге «Первые радости» нашего земляка, писателя Константина Федина.
Балаган с усекновением головы.На том самом месте, где теперь находится институт внутренних войск МВД (напротив СГУ), столетие назад была площадь с балаганами. Называлась она Московская. И по выходным сюда стекался, чуть ли не весь Саратов.
«Барабаны подгоняют самозабвенное кручение каруселей, шарманщики давно оглохли, звонки балаганов силятся перезвонить друг друга, - площадь рычит, ревет, рокочет, кромсая воздух, - так описывает Федин выходной день на площади. – Паноптикум, где лежит восковая Клеопатра, и живая змейка то припадет к ее сахарной вздымающейся груди, то отстранится. Панорама, показывающая потопление отважного крейсера в пучине океана, и в самой пучине океана надпись: «Наверх вы, товарищи, все по местам, - последний парад наступает! Врагу не сдается наш гордый «Варяг», пощады никто не желает!»
Было на площади несколько балаганов и театров: «Балаган с попугаем, силачом и балериной. Балаган с танцующими болонками и пуделями. Театр превращений или трансформации мужчин в женщин, а также обратно. Театр лилипутов. Дрессированный шотландский пони. Человек-аквариум. Хиромант… Американский биоскоп. Орангутанг. Факир… Народ роится перед зазывалами, медленно передвигаясь от балагана к балагану и подолгу рассчитывая, на что истратить заветные пятаки – на Клеопатру, крейсер или орангутанга».
Среди вполне безобидных зрелищ были и довольно жуткие. Например, «балаган с усекновением, на глазах публики, головы черного корсара». Федин приводит свидетельство очевидца этой постановки:
«- Оттяпали, - с удовольствием и певуче проголосил он, так что все люди обернулись и стали его слушать. – Оттяпали начисто! Кровищи-и-и, милый мой! Палач, заплечный мастер, кудри его буйные вот так вот на руку намотал и секирой по шее ка-ак махнет – так башка начисто! И он ее в корзинку – швырк, она так, брат, на дно – стук, точно колода, и тело без головы рухнуло и боле не встало. Оборвата веселая жизнь, конец, значит, догулялись! Палач перчаточки скидывает – и в корзину их, следом за башкой. И ручки обтер – я, мол, ни при чем, мне – что прикажут…»
Действо, само собой, разумеется, было не настоящим, но впечатление на публику производило неизгладимое.
Пикники на Кумыске.Еще одним видом развлечения горожан были массовые вылазки на природу. Пикники устраивались на Кумысной поляне за нынешним автовокзалом.
«В праздник Красной горки народ шел гулять за город. Рассаживались по рощицам, овражкам, на пригорочках, полянках с семьями, с детьми и родней, с кумовьями и товарищами вокруг самоваров, котелков, сковородок. Варили галушки, жарили баранину. Дымки костров завивали склоны окрестных гор, ветер носил запахи листвяной гари, притушенного водой угля, подгорелого сала. Пили казенное вино, голосили песни, играли на гармошках, гитарах».
Еще в один церковный праздник в Саратове было принято украшать дома.
«Троицын день проходил… по обычаю отцов. С базара привозили полную телегу березок и травы, - березки расставлялись в углах комнат, подвешивались на притолоках дверей; травою во всем доме устилался пол, по подоконникам раскладывалась ароматная богородская трава (чабрец – авт.) и ставились в горшках и стакан цветы. Волглое дыхание леса и лугов еще с кануна наполняло дом, а за ночь все жилище делалось томительно-вкусным, как медовый пряник».
А в сам праздник Троицы горожане снова шли гулять на кумысную поляну. И пили кумыс – здесь его продавали татары. «У посиневшей от дождя избы, рядом с загоном для доения кобыл, были врыты стол и скамейка. Татарчонок-распояшка покивал свежевыбритой розовато-сизой головой в малиновой тюбетейке, смахнул полой бешмета воду со стола, сбегал на погреб. Стаканы запотели от кумыса, кислинка его отдавала вином и пощипывала горло».
Сад Очкина.Очень любили горожане, особенно богатые, отдыхать в саду Очкина, который находился на месте нынешней филармонии. Здесь же был театр.
«В саду Очкина рослые пальмы свешивали мертво-лаковые листья-опахала над фонтаном, бассейн которого подсвечивался красными лампочками. Черноспинные жирные стерляди стояли острыми носами к ниспадающим струям воды или медленно гуляли по кругу, лениво шевеля плавниками… В олеандрах горели бумажные фонарики. В гротах из ноздреватого камня, обвитого плющом, на диванах болтали парочки. Струнный оркестр играл попурри из «Травиаты».
В саду имелся ресторан с летней сценой, где вечерами, услаждая слух и взор сидящих за столиками, выступали артисты (а больше артистки) лёгкого жанра: варьете, куплетисты, фокусники, исполнители цыганских романсов и эксцентрических танцев. «Китаец жонглировал копьями и мечами, фокусник превращал голубей в ленты, воду – в дым, партерный акробат расписывался воздушными сальто-мортале».
После циркового представления на сцену выходили певицы: «…блондинка в черном платье, окутывавшем ее так тщательно, как будто она боялась показать даже ничтожнейшее пятнышко тела… Положив ладонь на ладонь, она прижимала кисти к груди и с томительным усилием старалась расцепить их… распевая грустным контральто: «Жалобно стонет ветер осенний, листья кружатся поблекшие».
На смену ей выскакивала «к рампе, под звон рояля, певица совершенно противоположного темперамента. На ней не было никакого платья, а то, что было, казалось, крайне обременяло ее… она все хотела стряхнуть с себя сборчатый газовый поясок-пачку и для этого закидывала ноги настолько высоко, что туфельки ее все время мелькали около лица, и свое нетерпение она объясняла бурными выкриками: «От Китая без ума я! Что за чудная страна!»
Увеселительный сад Очкина.jpg
Синематограф.Современных саратовцев кинотеатром не удивить. И обычные фильмы уже не так привлекательны – нам подавай 3D формат. А 100 лет назад, когда кино только-только появилось, синематограф в нашем городе вызывал у людей неподдельную радость. Хотя фильмы тогда были до наивности простыми.
«На треножнике посреди зала трещал аппаратик, бросая газовый луч на экран, - описывает Федин это развлечение. - Газ подавался из баллона, на который давила двухпудовая гиря. Одна картина называлась комической. Маляр выкрасил садовую решетчатую скамейку, поставил вывеску – «Осторожно. Покрашено» - и ушел. Потом в сад явился толстенький человечек с газетой и сел на скамейку, уткнувшись носом в интересную статью. Весь зал хохотал до упаду, когда толстячок, продолжая читать, поднялся и показал зрителям свою спину с полным отпечатком решетчатого сиденья. Но это было только начало веселья. Другая картина изображала состязание пловцов. Они прыгали вниз головой с трамплина огромной высоты. Брызги и волны были как в жизни. Пловцы плыли, отдуваясь. Потом ленту пустили в обратном направлении – с конца к началу. И зал увидел необыкновенную причуду: люди выныривали из воды и летели по воздуху пятками вверх, бежали по трамплину затылками вперед, - все происходило шиворот-навыворот. От общего смеха, казалось, колыхался тяжелый, смоченный водою экран».
Фотоохота.